В XIII веке на месте нынешнего города Сарова стояло городище мордовского правителя Пургаса. Во время монгольского нашествия войска Батыя здесь произошла жестокая битва, в результате которой город Пургаса был разрушен. Позже татаро-монголы построили на этом месте новую крепость – Сараклыч. Она, в свою очередь, тоже была разрушена во время похода городецкого князя Бориса Константиновича в мордовские земли в конце 1377 г.
В 1691 г. на «старом городище» (остатки древней столицы Пургаса и крепости Сараклыч) поселился монах Арзамасского Введенского монастыря Исаакий. К нему стали присоединяться другие монахи. 1706 г. считается официального датой основания мужского монастыря Саровская пустынь.
Спустя полвека, в 1760-х годах в село Дивеево пришла Агафья Семёновна Мельгунова, вдова подпоручика, рязанская помещица, принявшая в Киево-Флоровском монастыре монашеский постриг с именем Александры. По преданию, Агафье Мельгуновой было явление Божией Матери, которая поведала ей, что Дивеево является Четвёртым Уделом Пресвятой Богородицы на земле.
Придя в Дивеево, мать Александра на свои средства выстроила вместо деревянной церкви каменную – в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами Николая Чудотворца и первомученика архидиакона Стефана, а затем основала небольшую монашескую общину, названную Казанской.
Перед кончиной мать Александра поручила попечение о своей общине саровскому иеромонаху Серафиму. Вы уже, наверное, поняли, что это был знаменитый святой Русской Православной церкви преподобный Серафим.
В 1827 году он благословил в Дивееве создание ещё одной общины – девичьей. Первой постройкой для неё была мельница. Сестры мололи на ней муку и этим зарабатывали на существование. Преподобный Серафим дал этой обители особый облегчённый устав. В 1842 г. Казанская и Мельничная общины объединились в одну — Серафимо-Дивевскую, а в 1861 г. она получила статус монастыря.
С тех пор история Дивеева пишется как история значимого Православного Духовного центра, Четвёртого Удела Божией Матери.