В фольклоре Нижегородской области часто встречаются рассказы о деревьях, связанных с нечистой силой. Подобные истории собиратели старины записывали в Ардатовском, Кулебакском, Лукояновском районах. Есть «колдовские» деревья и на Дивеевской земле. Самое известное из них — Череватовский вяз, «вязок».
В устных рассказах старожилов чаще всего дерево упоминается в связи с тем, что вокруг него по ночам собираются на свой шабаш колдуны и ведьмы.
В Череватове тут вязок есть, и у нас в Маёвке, в поле, здоровый стоит этот вязок. Вот, говорят, 12 цасов, 2 цаса — летят туда. Сходятся они все. Хочешь, совой, хочешь, снопом сделаются они и летят на вяз… У меня муж работал на комбайне, и вот такой, понимаешь, как 12 цасов, жужжит, прям мимо башки летят! Ну, на самом деле, хотя говорят, и не верим мы этому делу, но есть, что-то есть.
с. Большое Череватово. Куракина Мария Андреевна, 1922 г.р.
…Тут вот Череватово есть село, там есть дуб, большущий-большущий, туда, значит, все слетались, те-то, которые колдуны-то назывались… Мама мне рассказывала — точно такое было! Вот у нее у сестры свекровь была, а про неё говорили, что она колдунья, а сноха у неё не знала про это. А у неё, говорит, там на печке (где-то вот где печка — кожух), лежала какая-то баночка с мазью. Она говорит, я всё время на неё гляжу и никогда не спрашивала, что это за мазь, чего она там ей мажет. Однажды, говорит, у меня чирей какой-то, я взяла — этой мазью намазалась. Что, говорит, со мной произошло! Меня, говорит, как вихрем подняло и понесло! Я, говорит, вся перепугалась, и принесло меня вот на этот череватский дуб. А там, говорит, такой пир идет! Там вообще все собрались, там и стол накрыт, и всякие яства там и всё. И я, говорит, увидела там свою свекровь. Она, говорит, меня увидела: «Ты с ума сошла! Как ты сюда попала? Ты что это, иди, тебя разорвут сейчас на клочья! Вон бери лошадь там, садись и бегом домой гони галопом!». Она говорит, я взяла эту лошадь и галопом поприбежала, так напугалась, говорит, так напугалась, привязала её, эту лошадь, к забору, пришла домой, говорит, не могу отдышаться. Немного погодя приходит свекровь. Она ни слова не говорит, пришла, разделась и легла спать. А я, говорит, утром встаю, говорю: «Мам, иди-ка, у забора, какую лошадь я привела ночью!». — «Да какую лошадь?». — «Да вот у забора-то, выдь». Вышла она, мы, говорит, с ней вышли. Там, говорит, коряга большущая, привязанная к этому забору [смеется]. Эта легенда, она мне рассказала. Она говорит, это вот всё какие-то усиленные случаи бывают именно в Святки.
с. Елизарьево. Коноплёва Евдокия, 1932 г.р.
Бытовало в народе также множество рассказов о том, что дерево это — место обитания нечистой силы, которая не даёт покоя людям не только ночью, но и среди бела дня.
…Я была, может, лет 13-14. Тогда было очень плохо. У меня брат стадо пас, и он… напрятал там стог хлеба, там молотили где-то, он натаскал до народу, да, и около этого самого вязу <спрятал>. И слушайте. И мы, как уж смерклось, он нас повёл. Нас повёл, даже Маруська, сноха, брат уж старший, а это Лёнька, младше меня он на маленько. Подходим мы к этому вязу, да. И насыпали, кто сколько несём. Несём хлеб, рожь. И нас у этого уж вязу вот осветило. Осветило, мы напугались — караул! Машина! Всё, значит, нас поймали. Потом стали молитву читать — всё. Кончилось, никакой машины, никакого шуму, ничего. У самого прямо вяза, недалёко, недалёко. Это прямо вот лично, век не забуду. .. Мы напугались, все затряслись не знай как… Чего-то вот там колдуны, всё говорят, тоже сходятся, вот они чего-то вытворяют…
д. Маёвка. Кутина Анна Семёновна, 1930 г.р.
А это вяз. У нас вон там он за рубежом стоит и сейчас. И в позапрошлый что ль год перед Пасхой туда ребятишки-то ушли, думали, и не найдут. Плакали, не знаю как… [Заблудились?] Не отойдут от него и всё, крутятся и никак не отойдут. Наши вот ребятишки… Не отойдём, говорят, и всё кружимся около него и не отойдём. Такая нечистая сила, наверно, держала. Пришли вот они да плакали. <…> Здоровый, вот такие ветви у него. [И там собирались колдуны?] Их тридцать видели. [А для чего они туда слетались?] Это какое-то у них собеседование, как у Путина или у Медведева [смеются]... Кто говорит, колдуны в 12 часов дома в трубу <вылетают>… Ноцью, ноцью… В 6 и в 12 — самые плохие часы, неурочный час, день и ночь.
д. Маёвка. Понятова Любовь Степановна, 1942 г.р.
О легендарном дереве упоминает в рукописи 1957 года «Прошлое и настоящее с. Дивеево» директор Дивеевского педагогического училища и основатель краеведческого музея Иван Гаврилович Голяков. В его работе возраст дерева указывается точно — 274 года (данные по обмеру ствола). Если эти расчёты верны, то дерево народилось в 1683-м году, спустя сто с небольшим лет после жалования здешних земель мурзе Дивею.
На карте Нижегородской губернии 1850 года, составленной полковником Менде, можно заметить, что местонахождение вяза совпадает с межой, проходящей между земельными наделами сёл Череватово, Силёво и Елизарьево.
Возможно, семечко упало на межу, проросло и превратилось в красавец-вяз, пользуясь тем, что межи не перепахиваются. А, может быть, необычное дерево посажено специально для указания границы. Известно также, что большие деревья служили раньше ориентирами при движении из одного села в другое, особенно зимой, когда заблудиться на санях в поле было обычным делом.
Раньше такие деревья у всех сёл были. Это старинные дуба, их не спиливали, специально оставляли (как) означение села. Значит – видишь (этот дуб) – это Череватово. У нас (Елизарьево) тоже два дуба было, но их нет уже – спилили – они сгнили. Ну, раньше ведь в лес ездили за дровами, а бывает пурга, а дерево большое – видно! Ориентировка. Вот и на череватовском рубеже был дуб, это означение это дороги. И у нас в самом селе старинные деревья росли, это вязы были, ну, в войну их попилили все. Целая роща была посаженная, попилили на дрова. Ну а те два дуба, что на поле стояли – ориентировочные были, они сами по себе сгнили. Очень старые были, метров двести от дороги росли. Мы раньше на лошадях ездили в лес в Яковлевку. Это означение дороги, дорога на Яковлевку. Ну, и счас много старых деревьев, но таких ориентировочных нет. Рубить их нельзя было – ну, ориентировочное кто дерево срубит? Такие деревья ещё в Трудовом (Дурниха) были, но они нарушились. Штуки три росли. Сажали их или как – я не знаю.
с. Елизарьево. Широков Виктор Иванович, 1934 г.р.
Откуда же тогда взялись все эти страшные истории? Чем дерево заслужило тёмную славу?
Во-первых, огромный разлапистый вяз, одиноко возвышающийся в чистом поле сам по себе выглядит жутковато. Суеверия в русском народе весьма распространены и до сих пор, что уж говорить о дореволюционном периоде, когда многие крестьяне и грамоты не знали, а главным развлечением было пересказывание баек и легенд.
Очень может быть, что рассказы о колдовских сборищах под вязами и дубами связаны с языческими обрядами мордвы. Эрзянские племена, обитавшие на этих землях, собирались у священных деревьев, поклоняясь духам леса. Возможно, отдельные представители коренного населения продолжали собираться под старыми деревьями, когда край уже был заселён русскими поселенцами, что и породило легенды о проводящихся «шабашах».
А свой колдун, наводящий порчу, обязательно найдётся в каждой деревне — мнимый или нет, уж неизвестно. Кто-то же должен отвечать за неурожаи и падёж скота? Это сейчас во всех неудачах чиновников винят…
Сегодня от могучего дерева остался только догнивающий ствол да могучие ветви, поверженные на землю. Лет десять назад очевидцы сообщали о высеченных на стволе крестах и неприличных символах — видно потрудились «охотники на ведьм». Легко предположить, что эти же люди могли и обтесать кору вокруг трёхсотлетнего ствола.
Не исключено, что вяз засох просто от старости. 300-400 лет — это предел для деревьев этой породы. Так или иначе, вокруг старика уже полно молодых побегов с выше человеческого роста.
Кроме Череватовского вяза, в воспоминаниях старожилов сохранились следующие «деревья колдунов»:
— Рузановский дуб на старой Данской дороге (на рубеже между Елизарьево и Рузаново);
— вяз или дуб у Аникова (овраг-вершина между с. Елизарьево и д. Рузаново);
— вяз между д. Комкино и с. Трудовое;
— старый страшный дуб у п. Каврез, в дупло которого можно было въехать на паре лошадей;
— вяз в поле за д. Владимировка, в 2 км от с. Челатьма;
— вяз у Алёшенькиного колодца;
— два дуба в вершине Большой Враг;
— Минёнки (Минёнкова) – четыре дуба между с. Елизарьево и с. Силёво;
— «Тринадцать дубов» на окраине уже исчезнувшего с. Силёво;
— Дубы на границе земель баринов исчезнувшего уже с. Силёво – Пантелеевской и Графской стороны.
Если вы знаете истории об этих деревьях, их местонахождение, пишите в обратной связи или в комментариях!
При подготовке материалов использованы источники:
- Фольклор Дивеевского района, сост. Ю. М. Шеваренкова ННГУ им. Лобачевского, 2017 г.
- «Камень, дерево, родник: на стыке культур» Доронин Дмитрий Юрьевич, ЖЖ, 2009 г.
- Материалы объединения «Саровская пустынь» (sarpust.ru).
Все́ верно, был у этого Вяза по лету этого года. Жаль, что не застал его раньше, когда он ещё был могучим великаном — исполином возвышающимся громадой своей кроны среди полей. Искал этот вяз давно, лет двадцать наверное, но он не давался — не подпускал к себе. В этом году меня привёл к нему проводник. Точнее к тому, что от него осталось. Но и то, что от него осталось — внушает некий восторг, когда видишь эту, некогда великую природную мощь… Вяз пал… Закрыта ещё одна страничка неписанной книги истории Дивеевской Земли… Жаль.